Нужна ли аккредитация организации, оценивающей профессиональные риски?


При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ст. 218 ТК РФ).


Работодатель в целях выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков может привлекать независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.

Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334, к услугам в сфере охраны труда, выполнение которых требует наличия аккредитации отнесены:

  1. осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;
  2. обучение работодателей и работников вопросам охраны труда (п. 4 Правил аккредитации).

Это значит, что для оказания услуг по выявлению (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков аккредитация не требуется.


При этом, затраты на проведение оценки профрисков можно возместить за счёт средств СФР (подпункт «с» пункт 2 Правил ФОПМ, утв. приказом Минтруда России от 11.07.2024 № 347н).

Для обоснования расходов необходимо предоставить (подпункт «о» пункта 11 Правил ФОПМ):

  • копию договора с организацией, проводившей оценку профессиональных рисков, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проведена оценка профессиональных рисков, и стоимости проведения оценки профессиональных рисков на указанном количестве рабочих мест (предоставляет страхователь, он же работодатель);
  • сведения о включении организации, проводящей оценку профессиональных рисков, в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (СФР запрашивает у Минтруда в порядке межведомственного взаимодействия).

Вывод: если вы планируете возмещать расходы на проведение оценки профессиональных рисков, то заключайте договор с аккредитованной Минтрудом организацией.